вторник, 21 октября 2008 г.

Школа профи Кто такой кавист?

Кто такой кавист?

На протяжении нескольких лет в России идет разговор о том, чтобы придать профессии сомелье официальный государственный статус. О необходимости легализовать популярную и довольно распространенную профессию говорят и сами сомелье, и рестораторы, и даже представители виноторговых компаний. Впрочем, их совместные усилия так и не увенчались успехом, и графы сомелье в общероссийском реестре профессий все еще нет. Винный рынок, между тем, продолжает предлагать абсолютно новые для нашей страны специальности. Одной из них является кавист.

С уверенностью можно говорить о том, что вопрос о придании официального статуса этой профессии возникнет еще не скоро. Но если в случае с сомелье проблема заключается лишь в нерасторопности Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, то в случае с кавистами все обстоит несколько сложнее. Дело в том, что и сами представители алкогольного рынка до сих пор не вполне понимают суть новой профессии.

В профессиональных кругах все еще бытует скептическое отношение к термину кавист: вместо этого неологизма многие специалисты предпочитают использовать более привычные определения продавец-консультант или менеджер по продаже алкогольной продукции. По сути, кавист действительно является продавцом-консультантом, однако следует помнить, что у него есть одно очень важное отличие - узкая специализация, а именно - торговля элитным алкоголем. Это обстоятельство предъявляет к кавистам гораздо более высокие требования - в том, что касается навыков общения и уровня специального образования.

Потребность в профессиональных консультантах, разбирающихся в вине, возникла в России с появлением первых винных бутиков. В отличие от обычных магазинов и супермаркетов, ориентированных на массового потребителя, винные бутики сделали упор на более искушенную аудиторию. Ассортимент вин и крепкого алкоголя, который сегодня представлен в большинстве розничных сетей, стандартен и не отличается особым разнообразием - ведь основное внимание тут уделяется наиболее ходовым и известным позициям. В таких условиях главными критериями выбора для клиента супермаркета становятся цена и происхождение напитка, а роль продавца-консультанта сводится к минимуму: показать, где на полке находятся вина необходимого региона и соответствующей ценовой категории.

Совершенно иначе формируется ассортимент винных бутиков. Здесь на первый план выходит не раскрученность позиции и не ее цена, а более сложные качественные показатели. Ассортимент винных бутиков формируется подобно винным картам ресторанов, где важную роль играют не только стоимость и происхождение вина, но еще и такие факторы, как марка, год урожая, срок выдерижки и имя производителя. Чтобы управиться со столь сложным и разнообразным ассортиментом, продавец-консультант должен разбираться в напитках ничуть не хуже настоящего сомелье. Этого требуют и клиенты винных бутиков - они, как правило, знают о винах не понаслышке.

Таким образом, чтобы стать кавистом продавцу-консультанту для начала необходимо усвоить внушительный обьем знаний о вине и обо всем, что с ним связано, и научиться свободно использовать эти знания на практике.

Известно, что основную часть клиентов винного бутика составляют обеспеченные, состоятельные люди. В бутик он приходят для того, чтобы выбрать вин которое бы в полной мере удовлетворит их вкус, и его цена имеет для них вовсе не решающее значение. В этом еще одно отличие кависта от продавца-консультанта: первоочередной задачей кависта является не продажа вина, а помощь в его выборе. В этом смысле кавист похож на сомелье - за время общения с клиентом он должен выяснить его предпочтения и подобрать наиболее подходящее вино.

Общение с клиентом - это неотъемлемая часть работы кависта. Если разговор клиента с продавцом-консультантом супермаркета традиционно ограничивается парой вопросов и простыми односложными ответами, беседа кависта со своим клиентом может длиться довольно долго. Это означает, что кавист должен уметь поддерживать беседу и вести ее на высоком профессиональном уровне. Используя свои знания и обаяние, он должен заинтересовать клиента и, может быть, даже вызвать к себе уважение - это станет залогом того, что клиент вернется в бутик еще раз.

Впрочем, за свои труды кавист получает достойное вознаграждение, едва ли не самое ценное в сфере розничной торговли - лояльность клиента. Кому-то это может показаться парадоксальным, но именно к кависту, а не в бутик, возвращаются клиенты. Нередки случаи, когда кавист переходит из одного бутика в другой, и вместе с ним переходят все его клиенты. Таким образом, будет ли бутик востребован, целиком и полностью зависит от кависта. Согласитесь, ни один продавец-консультант не может обладать таким влиянием.
Кавист является лицом винного бутика, его центральной фигурой, в то время как продавец-консультант супермаркета - это всего лишь обслуживающий персонал. Как нетрудно догадаться, зарплата кависта также не идет ни в какое сравнение с окладом среднестатистического консультанта. Подобная информация не разглашается, однако можно предположить, что зарплата кависта в бутике приблизительно равна зарплате сомелье хорошего ресторана.

Сегодня в России уже сформировался рынок кавистов; имена профессионалов известны, и между бутиками даже стала наблюдаться борьба за лучшие кадры. Спрос на представителей молодой профессии сейчас намного превышает предложение - и это в то время, как специальность кависта ежегодно выбирают все больше выпускников специализированных школ сомелье. Следуя этой тенденции, почти все отечественные школы сомелье создали специальные курсы для подготовки сотрудников винных бутиков - кавистов. Учитывая эти факторы, можно смело говорить о том, что в области поиска кадров у ресторанов появились серьезные конкуренты в лице винных бутиков.


Журнал Витрина

Комментариев нет: